Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальная защита инвалидов в России - это система гарантированных государством экономических, правовых и социальных мер, позволяющих инвалидам преодолевать, заменять (компенсировать) ограничения, налагаемые на жизнедеятельность и дать им возможность участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества.
Слово "государство", прежде всего, указывает на то, что эта функция осуществляется государством, а не частными организациями, которые также могут добровольно участвовать в социальной защите определенных категорий населения путем разработки соответствующих программ.
Определение цели социальной защиты людей с ограниченными возможностями необходимо для определения вектора развития законодательства, именно эта цель должна определять смысл и содержание всех правовых норм в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями.
Однако реализация государственной политики социальной защиты, в том числе мер, направленных на обеспечение равного доступа к осуществлению прав и свобод, требует определенных (и очень значительных) затрат, поэтому законодатель указывает источник финансирования мер социальной защиты - пенсии по инвалидности.
Практика показывает, что качество жизни инвалидов как неотъемлемая характеристика их социально-экономического и правового положения не соответствует обязательствам государства как с морально-этической точки зрения, так и с точки зрения реализации правовых норм, направленных на обеспечение их достойной жизни.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, в первую очередь, необходимостью создания эффективного механизма пенсионного обеспечения инвалидов в России.
Объект исследования –общественные отношения, возникающие по поводу пенсионного обеспечения инвалидов.
Предмет исследования –законодательство РФ, регулирующее пенсионное обеспечение инвалидов, научная и учебная литература по данной тематике.
Цель исследования – изучить основы и особенности пенсионного обеспечения инвалидов
Задачи исследования:
- изучить понятие инвалидности, порядок и условия её назначения;
- рассмотреть историю развития пенсионного обеспечения инвалидов в России;
- проанализировать нормативно-правовые основы пенсионного обеспечения инвалидов ;
- исследовать структуру и виды пенсий по инвалидности;
- провести анализ оснований и условий назначения пенсии по инвалидности;
- рассмотреть проблемы инвалидов в современных условиях и пути их решения.
При написании работы были использованы методы научного познания, анализа, синтеза, сравнительно правовой и формально юридический метод.
Информационная база включает нормативные акты, научные публикации и учебники в области социального обеспечения.
Работа состоит из введения, раскрывающего актуальность исследования, цели задачи, предмет и методы, двух глав: в первой главе освещены теоретические основы пенсионного обеспечения инвалидов в российской федерации, во второй виды пенсий по инвалидности и проблемы инвалидов в современных условиях и пути их решения, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие инвалидности, порядок и условия её назначения
Инвалидность - это любое состояние, которое затрудняет человеку выполнение определенных видов деятельности или эффективное взаимодействие с внешним миром (социальным или материальным). Эти состояния или расстройства могут быть когнитивными, связанными с развитием, интеллектуальными, психическими, физическими, сенсорными или сочетанием нескольких факторов.
Условия и порядок назначения пенсий по инвалидности осуществляется на основе Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ.[5].
Инвалид - это человек, у которого имеется расстройство здоровья с постоянным расстройством функций организма, вызванное болезнью, последствиями травм или дефектов, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и требующее социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата человеком способности или способности осуществлять уход за собой, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, учиться и работать.
Социальная защита - это система постоянных и долгосрочных экономических, социальных и правовых мер, гарантируемых государством, обеспечивающих инвалидам необходимые условия для преодоления, замены (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных возможностей с другими гражданами участвовать в жизни общества[4].
В настоящее время можно выделить следующие группы инвалидов:
1. по возрасту:
- дети-инвалиды:
- взрослые инвалиды.
2. по происхождению инвалидности:
- инвалиды с детства;
- инвалид войны;
- люди с ограниченными возможностями на работе;
- люди с ограниченными возможностями.
3. по степени трудоспособности: инвалиды и инвалиды:
- инвалиды I группы (нетрудоспособные);
-инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или в ограниченных областях);[13 с. 22]
- инвалиды III группы (трудоспособные в мягких условиях труда).
В зависимости от характера заболевания инвалиды могут принадлежать к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.
Таким образом инвалидность - это любое состояние, которое затрудняет человеку выполнение определенных видов деятельности или эффективное взаимодействие с внешним миром (социальным или материальным). Эти состояния или расстройства могут быть когнитивными, связанными с развитием, интеллектуальными, психическими, физическими, сенсорными или сочетанием нескольких факторов.
В соответствии со статьей 9 закона о Страховых пенсиях право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"[3].
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
При этом предусматривается установление группы инвалидности в зависимости от степени нарушения здоровья и ограничения жизнедеятельности, а именно устанавливаются I, II, III группы инвалидности.
Для того чтобы лицо было признано инвалидом, необходимо сочетание всех трех признаков:
- стойкое нарушение здоровья;
- ограничение жизнедеятельности;
- нуждаемость в мерах социальной защиты.
Отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным признание лица инвалидом.
Освидетельствование лица осуществляется специально созданными бюро медико-социальной экспертизы по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, либо органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, либо органа социальной защиты населения.
1.2 История развития пенсионного обеспечения инвалидов в России
До начала правления Петра 1 социальная деятельность в России фактически существовала в форме помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви. В истории больше всего говорится о раздаче милостыни и хосписах (то есть благотворительных учреждениях для благотворительности и содержания нетрудоспособных), реже о выкупе заключенных, больницах и школах.
Еще в 996 году великий князь Владимир, проявивший большую милость к сиротам, поручил опеку и присмотр за детьми, оставшимися без родителей, духовенству. С тех пор государство и церковь разработали систему благотворительности для сирот, бедных и несчастных. Но все эти меры носили эпизодический характер.
В середине XVI в. впервые сформулирована идея помощи нуждающимся и созданы реальные предпосылки для формирования системы государственной благотворительности. В 1551 году столетний Собор Русской Православной Церкви постановил обратиться к "благочестивому царю" с просьбой повелеть "всем прокаженным и престарелым описать все города" и "устроить там богадельни", поместив в последние "начальников, которые нигде не могут жить".
При царе Алексее Михайловиче в 1650 году была издана продовольственная книга; имеющий законодательную силу и возлагающий на церковь и духовенство заботу о вдовах и сиротах. [22 с. 103].
Петр I внес значительный вклад в создание системы государственной благотворительности. К числу его многочисленных заслуг перед Россией следует отнести то, что он впервые признал долг государства по благотворительности для бедных, больных, увечных, сирот и других.
Уже в 1718 году только в Москве было организовано более 90 богаделен, в которых проживало до 4500 нищих, слабых и увечных, получавших алименты из казны.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) // Российская газета. N 67, 05 апреля 1995.
2. Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 11 февраля 2013 г. N 6. Ст. 468.
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ (ред. от 28 июня 2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
4. Федеральный закон от 27 мая 1998 № 76-ФЗ (ред. от 25 февраля 2022) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ (ред. от 08 марта 2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
6. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 N 324-ФЗ (в ред. от 28 июня 2022) // Собрании законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6725.
7. Федеральный закон от 29декабря 2012 N 273-ФЗ (ред. от 17 февраля 2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. 2012. N 53 (часть I). Ст. 7598.
8. Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (ред. от 01 мая 2022) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I) Ст. 6965.
9. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 25 сентября 1924 «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи» //Известия ЦИК СССР и ВЦИК.1924. N 222.
10. Закон СССР от 18 марта 1946 «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг.» // Ведомости ВС СССР. 1946. N 11.
11. Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» //Свод законов СССР 1990. № 2. Ст. 532.
12. Закон СССР от 15 июля 1964 N 2688-VI «О пенсиях и пособиях членам колхозов»// "Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 29.
13. Закон СССР от 11 декабря 1990 N 1826-1 «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 51. Ст. 1115.
14. Постановление о выдаче процентных добавок к пенсиям военноувечных от 11 октября 1917 года// Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942. Стр. 138.
15. Постановление Совмина РСФСР от 16.05.1947 N 360 «Об утверждении Положения о Министерстве социального обеспечения РСФСР и местных органах социального обеспечения»// СП РСФСР. 1947. N 6. Ст. 19
16. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 30 января.1925 «Об обеспечении инвалидов гражданской войны из числа рабочих и служащих, а также семейств рабочих и служащих, погибших в гражданской войне» //Известия НКТ СССР. 1925. N 9.
Научная и учебная литература:
17. Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР / В.С. Андреев. –М.: ЮРАТИ, 1968. – 80 с.
18. Басов Н.Ф. Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в дореволюционной России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 3 С. 67-78
19. Беликова Т.Н., Минаева Л.Н. Все о пенсиях / Т.Н. Беликова Л.Н. Минаева. – СПб.: Питер, 2019 – 192 с.
20. Бродский Г.М. Право и экономика пенсионного обеспечения./Г.М. Бродский. – СПБ.: БИ, 2019. –288 с.
21. Буянова М.О. и др. Право социального обеспечения / М.О. Буянова –М.: Юрист 2021 – 463 с.
22. Вавилов А.П. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса / А.П. Вавилов // Вопросы экономики, 2019. – №2. – С.103-107.
23. Галаганов В.П. «Право социального обеспечения» учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. /В.П. Галаганов. М.: ИЦ «Академия»,2018. – 414 с.
24. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения. / Г.Д. Долженкова. М.: Юрайт-Издат, 2020. – 148 с.
25. Зурабов М.Ю. Как самому рассчитать свою пенсию / М.Ю. Зурабов//Российская газета. –2022. –6 ноября. – С.12
26. Колесникова Г. И. Медико-социальная экспертиза : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. М.: Юрайт, 2019. – 179 с.
27. Поздняков А.П. Организационные аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов // Гаудеамус. –2006. –№ 2. – С. 16-22
Электронные ресурсы:
28. Алехин М. «О пенсионной реформе» [Электронный ресурс] – URL: // http: //www.rospensia.ru (дата обращения: 26.03.2023).
29. Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс] – URL: //https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2019/12/main/Budzhet_dlya_grazhdan_2020-2022.pdf (дата обращения: 10.09.2022).
30. Виды пенсий в России [Электронный ресурс] – URL: http://www.pfrf.ru/bra№ches/moscow/№ews~2017/04/17/134109 (дата обращения 15.04.2022)
31. Городецкий В.С. Пенсионная реформа в России [Электронный ресурс] – URL: [Электронный ресурс] // http://www. reformy.ru (дата обращения: 26.03.2023).
32. Целевая государственная программа “Доступная среда” для инвалидов: особенности и реализация программы [Электронный ресурс] – URL: // https://advokat-balukov.ru/tselevaya-gosudarstvennaya-programma-dostupnaya-sreda-dlya-invalidov-osobennosti-i-realizatsiya-programmy(дата обращения: 26.03.2023).